Инвестиции в Start-up

10:31:00

 

Что такое start-up

Перед тем как говорить об инвестициях в "start-up" (или "старт-ап"), который уже давно на слуху требуется выяснить, что обозначает данный термин. Дословно термин переводится с английского языка как "запускать", применяется в данное время к бизнесу, организуемом "с нуля", как правило - без серьезных инвестиций (по крайней мере, такое понимание данного понятия прижилось в России).  экономической теории под понятием "старт-ап" подразумевается бизнес, который организуется "с нуля". А так как нет готовых "элементов" (персонала, средств производства, клиентов и т.п.), требующий серьезных инвестиций.

 

 

Причины популярности старт-апов и риски

Все мы слышали, видели или читали "Истории успеха" компаний, которые начали с разработки web-сервиса (Facebook), игры (Maincraft) или чего-то более материального (например - hand-made украшений). Исторически сложилось так, что сам по себе термин ассоциируется больше с рынком информационных технологий (благодаря буму интернет-сервисов, игр и других IT-продуктов, которые вывели "бедного студента" в миллиардеры). При этом - многие считают, что программные продукты имеют фактически нулевую себестоимость и не нуждаются в инвестициях. Именно это - первый фактор популярности "старт-апов", но он является мало реалистичным, ввиду того, что на самом деле - даже для самого небольшого старт-апа нужны серьезные инвестиции. Но об этом чуть позже.
Второй фактор (который является уже реальным) - большая доходность, относительно вложенным инвестициям. Вспомните историю компании Apple (да, они были классическим "гаражным" старт-апом Силиконовой Долины), которая сегодня имеет одну из самых больших прибылей в мире. Считается нормальным получение сверхприбыли от старт-апа более 100-250% от суммы инвестиций (естественно, без её учёта).
Но не всё так хорошо, как может показаться - любой старт-ап является высокорискованными инвестициями, т.к. чаще всего (но далеко не всегда!) его основой является какая-либо инновация (либо повторение существующего, но с серьезной переработкой основной части), которая может быть воспринята общественностью холодно или просто не понята. Во всем цивилизованном мире эти риски никак не возлагаются на кредитополучателя, т.к. инвестор рискует капиталом, а кредитуемый - своим временем (а ведь это тоже риски - если через n-количество времени проект не приносит прибуль, то его реализатор просто не имеет больше никакого дохода и фактически остается без денег, с плохой кредитной историей, плохой реппутацией). Так же к рискам инвестирования в старт-апы относится и, возможно, малая компетенция инвестора в отрасли, на которую направлен старт-ап. Всё просто - если человек имеет деньги, то это далеко не значит, что он может хорошо разбираться в вопросе, скажем, разработки альтернативного топлива. И, конечно, даже при актуальности проблемы - не факт, что "самородок", который занимается воплощение старт-апа в жизнь, сможет довести проект до стадии распространении (ведь много подводных камней на стадии реализации идеи), а в течении неё - справится с маркетингом, рекламой, PR... Иными словами - людям, у которых есть потенциально гениальные идеи нужен не только инвестор, но и наставник (желательно в одном лице, чтобы инвестор понимал - куда уходят его честно заработанные деньги). А не каждый сможет им быть - поэтому, тут следует хорошо обдумать все вопросы.

К нам пришли за инвестициями

Давайте теперь ответим на вопрос: "А как узнать, является ли запрошенная сумма реалистичной?" Попробуем ответить на этот вопрос на живом примере. Предположим, к нам пришел некий Василий Иванов, который просит у нас 300 000 рублей на создание мобильного приложения, игры, которая "заткнет за пояс" такого гиганта как "Angry Birds".
Первое, что нужно запросить - бизнес-план, где, по идее, должны быть расписаны все этапы работы, затраты на них и прочее. Но он есть далеко не всегда, так как чаще всего "генератор идей" - человек очень далекий от экономики, а тем более - от экономико-математического моделирования человек. Если человек пришел к нам с бизнес-планом, то оценка реалистичности инвестиций достаточно проста - надо посмотреть, какие затраты записал данный человек. Так для разработки игры нужны как минимум 3 человека (если кредитополучатель и правда хочет сделать качественный продукт), а именно - два программиста (один отвечает за серверную логику игры, а второй - собственно за разработку игры для целевых платформ) и один художник (как правило совмещать в себе программиста и художника, который одинаково хорошо делает и то, и другое - человек не способен). Может быть - какие-то с работ предполагается отдать на аутсорсинг (тогда, к примеру, художник не будет нужен), тогда эти работы должны быть отражены в бизнес плане. Если человек нам рассказывает о том, что все реализаторы старт-апа готовы работать бесплатно, только ради пока мифических процентов - сразу отправляем субъекта, это не правда. Скорее всего у него есть хитрый план "отмыть" наши деньги (скажем, сказать, что требуется услуги какого-то аутсорсера, который скорее всего окажется "парафином", а сделано это просто для того, чтобы получить от нас желаемую сумму). Так же следует обратить внимание на такие вещи как реклама, которая обязана быть в бизнес-плане (признаем - бесплатной рекламы не бывает). Ну и последнее - прогнозы. Смотрим на динамику, если она слишком оптимистичная - скорее всего перед нами либо мечтатели, либо шарлатаны (которые показывают "красивые" прогнозы, для того, чтобы взять у нас деньги). Если какого-то пункта нет - отправляем переделывать бизнес-план. Как вариант - предлагаем свою помощь. Если отказывается - опять же, скорее всего шарлотан, забываем про субъекта.
А если бизнес-плана нет - тогда просим написать или предлагаем помощь в написании. Отказываются - лучше с этими людьми не работать далее.
Как корректно оценить риски? А вот тут нет единого мнения. Кто-то предлагает сложные математические методы, кто-то положиться на статистику, кто-то на интуицию... Ответа как лучше - нет. Скорее всего, успех старт-апа это инновационная идея (или компиляция), отличная реализация, много трудолюбия и немного удачи. Пропорции всех факторов и их необходимость оценить просто не возможно. Скорее всего правильно оценивать риски как 50 на 50 (либо "выстрелит", либо "нет").
И помните - никакой работы на "честном слове". Только заключение договоров со всеми возможными условиями. Чем досканальнее будет описано всё - тем меньше шансов быть выброшенными (помните легендарное возвращение Стива Джобса в Apple?) или быть просто обманутыми. Ну и никаких попыток при этом гарантировать возврата инвестиций - человек берет у нас не кредит, а будет работать на дифференциацию нашего бизнеса. За это не требуют процентов и возвращения инвестиций, а отдают долю от доходов.

А если мне нужны инвестиции?

А вот тут следует перечитать пункт выше, почитать хорошие материалы по разработке бизнес-плана, попробовать сделать качественную презентацию (большинство людей - визуалы, им лучше "картинки", нежели длинные тексты). И помните - бизнес план не должен быть раздут (никто не будет читать 1000 страниц - у коммерсантов нет столько времени), презентация - максимум 8 слайдов (самое важное, никакой воды), а речь - поставленной. Лучше всего выступление отрепетировать.

Ну и главное, как и в прошлом пункте - никаких "без договорных отношений". Только юридические документы, которые описывают все условия. И помните - вы не кредитополучатель, а реализатор еще одного бизнеса инвестора. Вы и так будете, в случае успеха, отдавать ему проценты от прибыли. Никакого возврата долга в этом случае не может быть (т.к. само понятие долг инородно для старт-апа).

Немного статистики

Сложно? Еще бы. Но давайте обратимся к статистике и рассмотрим это являение в цифрах. На самом деле всё не так радужно, ведь 90% стартаперов терпит неудачу. Зато оставшиеся 10% - это те компании, которые получили прибыли многократно превышающие все мыслемые инвестици в проект. Вспомните, фильм "Социальная есть" или "Apple: история соблазна" - начальный капита этих компаний был мизерным. Хорошим примером может служить российская компьютерная игра - "Космические рейнджеры", которая была сделана за смешные (по меркам игровой индустрии) деньги (на современные деньги - чуть меньше пятисот тысяч рублей), а так же проекты "ХабраХабр" и "Спасибо Ева", вложения на которые не больше вложений на информационнй портал (т.к. около 300 000 рублей за разработку и n-количество денег на рекламу).
 

Напоследок

Для инвестора: в конце - заниматься старт-апом или нет, дело исключительно каждого. Однозначно говорить о том, что стоит деньги вкладывать в "молодые дарования" - я не буду. Но если вам интересны риски, новые горизонты, интересные проекты - почему бы и нет? Быть может вы сейчас вкладываете деньги не просто в простого парня или девушку, а в будущего Дурова. Хотя провал возможен, статистика говорит, что с вероятностью 90% (т.е. из 10 пришедших к вам людей - в лучшем случае 1 сможет воплотить планы в жизнь и приносить доход) идея будет провальной. И тут следует подумать - вы хотите просто заработать или заняться созиданием? Если первое - лучше вложите деньги в банк или какую-либо финансовую компанию (благо, их сейчас много). Если второе - то мир интересных и не ординарных личностей открыт для вас, стройте этот мир вместе.
Для стартапера: риск - благородное дело. Если вы не готовы к неудаче - лучше даже не начинайте. Как сказал один хороший бизнесмен: "Предприниматели получают деньги за то, что когда мы спотыкаемся - встаем и идем дальше. Обычный человек - дает заднюю и снова идет работать на кого-то". Поэтому - дважды подумайте чем бросаться в бизнес с головой. Быть может это вообще не ваше, тогда развивайтесь как специалист в своей стезе. Уверяю - работать на кого-то не так уж и плохо, на вас нет той ответственность, что у того самого "дяди", на которого вы работаете.
Для всех: надеюсь я смог раскрыть тему инвестирования в старт-апы, пусть и коротко - рассмотреть процесс выдачи и получания инвестиций, привести статистику и подвести всему изложенному итог. В ближайшее время постараюсь вернуться к этой теме и рассмотреть этот вопрос подробнее.
 

Вам так же может быть интересны

0 коммент.

Дорогие друзья! Будем уважать друг друга и не превращать данный блок в linux.org.ru

Мы в социальных сетях

Контакты

  • ООО "Миллениум. Интеграция"
  • Контактный телефон: +7 (919) 932-86-97
  • Электронная почта: написать нам!